То, что чёрное море в Крыму становится все грязнее, видно невооруженным глазом. Если же поспрашивать (что я не раз делал) специалистов, которые не ограничиваются лицезрением «самого синего в мире», а регулярно берут пробы Черноморской воды и проводят соответствующие анализы, то открывается картина ещё более тревожная.
Можно было привести цифры, но нужны ли они, если вот бесспорный факт: за последнее время не было года, когда бы в разгар купального сезона в Крыму не приходилось срочно закрывать в избежании массового заражения людей тот или иной ялтинский пляж из-за аварийных сбросов неочищенных хозфекальных (так и называется) стоков. Особенно часто это случается на Массандровском пляже – одном из крупнейших в Ялте.
Представляете? Тёплое Черное море рядом, а купаться в нём нельзя. Да и может ли быть иначе, если почти половина канализационных сетей большой Ялты ещё дореволюционной постройки?
Наши деды строили основательно, добротно. Без встречных планов и повышенных обязательств они делали свое дело, и получалось, право, неплохо. В конце позапрошлого века А. П. Чехов писал: «В Ялте прекрасная канализация, хорошая вода… Ялта лучше Ниццы, несравненно чище ее». Но сколько десятилетий прошло с тех пор?! Да и город многократно вырос.
Мало того, что мы застраивает побережье (особенно центральную его часть от Алушты до Симеиза) с неразумной, чрезмерной плотностью, покушаясь на леса, парки, сады, виноградники. Мы к тому же не заботимся при этом хотя бы об опережающем развитии инфраструктуры, в частности, канализации, водоснабжения. Это привело к тому, что, «практически уже сейчас дальнейшее развитие города-курорта невозможно». Речь в цитате о Ялте, но и в Алуште, Алупке, Симеизе дело обстоит не лучше. Если не хуже.
В Симеизе в 80 годы например, освоили (закопали в землю) 10.000.000 руб. при строительстве новых очистных сооружений. Но строили-то на оползне, а он взял и пришел в движение. В результате и 10 лет работы, и 10.000.000 руб. оказались выброшенными.
Итак, «дальнейшее развитие города-курорта невозможно». Не только из-за скверного состояния канализации и острейшего дефицита пресной воды, но потому, что рекреационные ресурсы центральной части Южнобережья Крыма давно исчерпаны и это известно всем: проектировщикам, правительству, местным властям… Однако вот что удивительно: строительство новых здравниц, отелей и сопутствующих им строений как ни в чем не бывало продолжается.
Что ответить на вопрос о свалках на Южном Берегу Крыма? Они есть, мусор вывозится, хотя сегодня уже не скажешь, что «Ялта лучше Ниццы, несравненно чище её». Дело в том, что в зоне Южного Берега Крыма в свалки превратились почти все овраги, русла ручьёв и балочки, заброшенные карьеры, задворки многих санаториев и микрорайонов, обочины дорог и опушки леса. Во время дождей, при таянии снега чёрное море получают отсюда добавленную порцию нечистот. Смываются также пятна горючего и масел, обильно оставляемые автотранспортом. Ливневой-то канализации у нас тоже ведь нет. Речки – особенно Дерекойка – нередко превращаются в зловонные сточные канавы…
Деградирует сам ландшафт Южного Берега Крыма. Тут свирепствуют оползни, и число их множиться. Море наступает на сушу, интенсивно размывает её. Берег обламывается и оползает. Чтоб прекратить этот процесс, пришлось десятки километров Береговой полосы заставить железобетонными бунами. Сооружения эти дорогостоящие, но гарантии не дают.
Подводя итог всему этому, я сказал бы так: не знаю, чьей смелости больше удивляться – тех ли, кто приезжает поплавать в чёрном море, порезвиться среди волн и пополоскать горлышко больному ребёнку целебной морской водой, или тех из власть имущих, кто, зная истинное положение дел, невозмутимо ждет, когда все это кончится (а ведь рано или поздно непременно кончится!) очередной бедой.