По богатству и разнообразию памятников истории и культуры Крым занимает особое место среди других регионов страны. До революции вопросами сохранения памятников Крыма прошлого занимались Таврическая ученая архивная комиссия, крымские археологические музеи, археологические общества Одессы, Петербурга, Москвы.
Сразу после установления Советской власти в Крыму в ноябре 1920 г. при отделе народного образования Крымревкома была образована секция по охране памятников старины и искусства (Крым¬охрис) . В ноябре 1921 г., после образования АССР, Крымохрис был выделен в самостоятельный отдел при Крымнаркомпросе. Важнейшими задачами Крымохриса, помимо руководства музеями, стала организация местных отделений, проведение изъятий художественных ценностей из особняков и дворцов, обмеры, фотофиксация, ремонт и реставрация памятников. Приказами Крымревкома от 24 ноября 1920 г., 14 февраля 1921 г., 21 августа 1921 г. была заложена правовая основа охраны исторических памятников, национализированы и взяты на учет важнейшие из них. Постановлением КрымЦИКа от 20 ноября 1926 г. утвержден новый обширный список архитектурных и археологических памятников (более 300), подтверждены права Крымохриса. В начале 20-х гг. при Крымохрисе было образовано Ученое совещание, в состав которого входили такие известные ученые, знатоки Крыма, как Д. В. Анналов, Н. И. Кузнецов, А. И. Маркевич, П. П. Сушков и др. По мере постепенного сокращения ассигнований Крымохрис в 1927 г. был упразднен, а его функции переданы инспектору по делам музеев. Большая роль в становлении и развитии системы охраны памятников Крыма принадлежит археологу и этнографу Г. А. Бонч-Осмоловскому (заведующий Крым — охрисом в 1920—1922 гг.) и А. И. Полканову (заведующий Крымохрисом в 1922—1927 гг., заведующий Центральным музеем Тавриды).
Направления и формы охраны памятников в Крыму в 20-е гг. весьма разнообразны. На начальном этапе главным было спасение брошенных хозяевами художественных ценностей, противодействие во время голода контрабандному вывозу из Крыма памятников искусства. В старые и вновь организованные музеи было свезено огромное количество предметов музейного значения. Так, только из имений Ялтинского уезда в музеи поступило 15 тыс. предметов. Сохранению и учету художественных ценностей южнобережных дворцов Крыма большое значение придавал В. И. Ленин, о чем свидетельствует его телеграмма Крымревкому от 26 февраля 1921 г. Большую помощь крымским музейным работникам оказали М. И. Калинин и А. В. Луначарский, благодаря активной позиции которых в 1922 г. была прекращена деятельность специальной комиссии КрымСНК по продаже дворцовых ценностей за границу. Важную задачу отделений Крымохриса в Севастополе и Керчи (заведующие Л. А. Моисеев. Ю. Ю. Марти) составляла охрана археологических раскопок, борьба с кладоискателями.
Активно и широко в Крыму развивалась деятельность по выявлению и сохранению памятников народов, проживавших на полуострове — крымских татар, караимов, греков, армян и др. Большая заслуга в организации, в частности, охраны памятников крымских татар принадлежала заведующему Бахчисарайским музеем У. А. Боданинскому, который был одним из руководителей ряда крупных этнографических и археологических экспедиций 1925—1928 гг., организованных Крымохрисом и КрымСНК. В экспедициях принимали активное участие московские и крымские ученые: И. Э. Грабарь, А. С. Башкиров, И. Н. Бороздин, Б. Н. Засыпкин, О. А. Акчокраклы. Пополнение музеев экспонатами, фотофиксация, обмеры многих сотен памятников материальной культуры: мечетей, жилых зданий, фонтанов, надгробных памятников, предметов народного быта — таковы результаты работы крымских экспедиций.
С середины 20-х гг. в Крыму стали проводиться довольно-обширные работы по укреплению, ремонту и реставрации ряда известных памятников: Бахчисарайского дворца, мавзолеев и мечетей в Бахчисарае и его окрестностях, в Чуфут-Кале, Евпатории, Старом Крыму, мечетей Феодосийского района, средневековых построек Херсонеса, сооружений Судакской крепости. Тогда же большинство средневековых крепостей и крупных пещерных городов, старокрымские, евпаторийские и карасубазарские памятники получили наружную сторожевую охрану.
С конца 20-х гг. отношение к историческим памятникам в Крыму, как, впрочем, и в других регионах страны, изменилось к худшему. Это было следствием нигилистического отношения к прошлому, вульгарной атеистической пропаганды. Первые случаи разрушения, искажения памятников проявились уже в середине 20-х гг.* когда был переплавлен памятник Екатерине II в Симферополе, разобраны средневековые купольные карасубазарские бани. Массовое же разрушение памятников в Крыму началось в 1928—1930 гг. Только в этот период были переплавлены памятник адмиралу Нахимову в Севастополе, почти все церковные колокола православных церквей Симферополя и Севастополя, разобран ряд старинных минаретов Карасубазара, Бахчисарая. В качестве строительного материала в Крыму стали использовать старинные надгробные памятники городских и сельских кладбищ. В конце сентября 1930 г. был взорван кафедральный Александро-Невский собор в Симферополе, уничтожено городское православное кладбище, разрушены или перестроены части старинных Успенского и Георгиевского монастырей и т. д. Подобная политика продолжалась и в первой половине 30-х гг., чему в немалой степени способствовало отсутствие с 1929 по 1935 г. в Крымнаркомпросе даже должности инспектора, занимающегося вопросами охраны памятников и музейного дела. Лишь в 1935 г. эта должность была восстановлена. Практически охрана памятников в Крыму в 30-е гг. была возложена на местные маломощные музеи. В 1931 г. от охраны памятников были отлучены и краеведческие общества Крыма, которые вскоре упразднили. Однако, несмотря на негативные тенденции, и в это время продолжались ремонтнореставрационные работы, хотя и в ограниченном масштабе (Бахчисарайский дворец, мечети Феодосийского района, археологические раскопки античных городов, средневековые крепости).
Перед самой войной положение с охраной памятников в Крыму стало меняться к лучшему. В августе 1940 г. Президиум Верховного Совета КрымАССР принял специальное постановление, в котором отмечалось неудовлетворительное состояние исторических памятников, предусматривался ряд мероприятий по учету, пересмотру списка памятников. Еще до этого постановления развернулась подготовительная работа по реставрации и укреплению не только античных и средневековых памятников, но и памятников Крымской войны, революционного движения и гражданской войны.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что в целом Отношение к памятникам Крыма в довоенный период было противоречивым: героические усилия музейных работников, краеведов по спасению художественных ценностей, охране архитектурных сооружений в 20-х гг. были вскоре сведены на нет деформационными процессами, происходившими в политике, экономике, культуре.