Среди греческого населения, проживавшего в Крыму в 20-е — начале 40-х гг., можно выделить несколько различных по происхождению групп.
В Нижней и Верхней Аутке (ныне территория Ялты) проживали, в частности, потомки 13 семей средневековых греков, выселенных в 1778 г. в Приазовье и затем возвращенных в Крым по приказу Г. А. Потемкина для ловли любимых им устриц.
Основной же контингент греков в Крыму образовался следующим образом.
В 1769 г. в Средиземном море в составе русской эскадры под командованием генерал-аншефа графа А. С. Орлова находилось сформированное из греков войско. После заключения в 1774 г. между Российской и Османской империями мирного Кучук-Кайнарджийского договора они были поселены в Керчи, Еникале, Таганроге, а после присоединения в 1783 г. Крымского ханства к России переведены Потемкиным для охраны побережья от Севастополя до Феодосии. Из них был образован Греческий батальон, который принимал участие и в Крымской войне, а затем был расформирован. Эти греки были поселены в Балаклаве, ее предместье Кадыкой, в близлежащих деревнях Карань, Камара, Алсу, а также на территории нынешнего Бахчисарайского района в деревнях Ашага Керменчик (ныне Высокое) и Лака (позже — Лаки). Для окрестностей Балаклавы было характерно и хуторское хозяйство. В частности, у деревни Карань были хутора Агриомати, Арфаниди, Н. и П. Бамбуко, Бежони, Карманиди, Н. Пандик, Пракос, Д., И., С. Тиктопуло, Христодуло, у деревни Камара — Кара-Казанджи, Каличаев Мутесидп, у деревни Кадыкой — Белые Горы, Попандопуло, у Инкермана — Гунали, у деревни Скеля — Бузук-Чаир и т. д.
Отдельные группы греков переселялись в Крым и в последующие десятилетия: из Салоник (Греция), Трапезунда (Трабзон, Турция) и Карской губернии после резни, устроенной там турками в 1914— 1915 гг.
Греки, как и все жители Крыма, понесли потери во время голода и эпидемий в 1921—1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5 % населения полуострова). Они жили во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами рядом с русскими, украинцами, белорусами, татарами, немцами, болгарами, армянами, евреями, чехами, эстонцами, латышами, караимами, крымчаками, турками, цыганами, поляками, венграми.
По данным Всесоюзной переписи 1926 г., можно выделить следующие деревни, где греческое население в Крыму было преобладающим: Аутка — 648 человек, Карачоль — 397 (село Чернополье Белогорского района), Найман — 326 (село Абрикосовка Кировского района), Аппак-Джанкой — 325 (село Васильковое Кировского района), Джантора — 255 (село Львово Ленинского района), Лаки — 240, Кисек-Аратук — 229 (село Клиновка Симферопольского района), Бахчи-Эли (предместье Симферополя) — 227, Шумхай — 224 (село Заречное Симферопольского района), по 208 — на территории Севастопольского горсовета — Камара, Карань, Скеля (село Родниковское).
Греки в Крыму занимались преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом, торговлей. Проводилась работа по земельному устройству, по кооперированию в сельхозтоварищества и артели (особенно огородников), а в городах — кустарей в промысловые артели: шорников, сапожников, пекарей и др. В деревне Лаки возглавил греческий колхоз «Неазои» («Новая жизнь») В. Д. Лели, а Г. С. Кокинос стал председателем колхоза имени 10-летия Октября в деревне Эфендикой Карасуба-зарского района, где жили русские, татары, немцы.
В Ялте, Севастополе, в деревне Кисек-Аратук открылись греческие школы-семилетки, которые просуществовали до 1937 г.
Школы I ступени (пятилетки) были открыты в таких населенных пунктах, как Лаки, Ишунь (село Дозорное Белогорского района), Карачоль (село Чернополье Белогорского района), Кучук-Дамбат (Кипарисное Алуштинского горсовета), Алупка, Алушта, Симеиз. В 1930 г. появилась десятилетка в Керчи. К сожалению, вначале отсутствовали пособия и учебники на родном языке, не хватало преподавателей. Позже в Ростове-на-Дону начали печатать учебники, в Краснодаре был открыт пед-техникум, где готовили учителей-греков. Переподготовку (курсы повышения квалификации) они проходили в Анапе.
В 1925/26 учебном году насчитывалось 25 школ I ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. Русский язык, как государственный, вводился со второго года обучения. При Наркомпросе Крыма был создан специальный отдел по обслуживанию культурных потребностей нацменьшинств. Были проведены всекрымские совещания по культработе среди отдельных национальностей.
В клубе национальных меньшинств в Симферополе (ул. Кантарная, ныне ул. Чехова) работала греческая секция. В городах и селах Крыма открывались греческие клубы, избы-читальни, «красные-уголки». Среди греков был довольно высокий процент неграмотности, поэтому многие из них посещали ликбезы. Значительная группа молодежи обучалась на рабфаках. При Крымсовпартшколе был создан нацменский сектор, в котором была и греческая секция. Среди выпускников школы — Д. Ф. Асланов, впоследствии кадровый командир Красной Армии, погиб при обороне Волхова; С. А. Триандафилов, в 1938—1941 гг.— председатель колхоза «Эврика» (позже — им. Г. Димитрова), в период фашистской оккупации Крыма — член подпольной группы села Кисек-Аратук; инструктор Симферопольского горкома партии Г. А. Антониади.
В целях выявления культурно-хозяйственных потребностей национальных меньшинств и учета актива созывались районные и городские собрания и конференции, а затем и всекрымские рабоче-крестьянские конференции. 25 сентября 1925 г. в Крыму была проведена греческая конференция, которая сыграла огромную роль в деле дальнейшего вовлечения греческого населения в советское строительство.
По всему Крыму были разукрупнены сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. было 8 греческих сельсоветов. К сожалению, не хватало работников для перевода делопроизводства на родной? язык. Председателями Ялтинского и Карасубазарского горсоветов были избраны греки Н. Н. Тамарлы и Н. К. Спаи.
Жертвами репрессий в 30-е гг. стали люди различных профессий. Это заведующий начальной школой деревни Кисек-Аратук Симферопольского района Д. Г. Апостолиди, завуч из Керченской десятилетки Д. И. Кириаков, учитель начальных классов И. Ф. Токмаков, учителя физкультуры Г. К. Григориади, химии и биологии — К. Е. Попандопуло, учителя Ялтинской семилетки Н. И. Капнас и Е. К. Кулиениди, историк Старокрымской школы А. И. Грамматикопуло; председатель колхоза «Эмброс» Симферопольского района И. Г. Адамиди, бригадир К. X. Ильев, колхозники К. Ильев, И. Макриди; колхозпнк М. Янов из Карасубазарского района; каменщики из Ялты — Г. Ф. Чораниди, Ф. Г. Фотиади, из Евпатории — Г. Е. Попандопуло; ялтинский пекарь И. К. Геортиади; уроженцы Балаклавы — врач севастопольского Института им. И. М. Сеченова и поликлиники Водников, Л. Бисти и выпускник Комвуза им. Мархлевского Ф. Н. Хурназиди…