Южный берег Крыма — историко-археологический заповедник. Здесь сохранились памятники общественно-экономических формаций, исторических эпох Крыма и культур народов. Первые их описания составили П. С. Паллас (1793) и академик П. И. Кеппин (1837). Самые ранние следы пребывания на Южном берегу человека относятся к эпохе палеолита — древнекаменного века: найденным в районе Гурзуфа, близ села Партизанского, кремниевым орудиям более 30 тыс. лет. Люди в это время жили в пещерах, под навесами скал, занимались облавной охотой. Поселения эпохи неолита (VIII-III тысячелетия до н. э.) исследовались в районе Гурзуфа и на Ай-Петринской яйле, у вершины горы Ат-Баш возле Симеиза; каменные орудия этого времени обнаружены и в черте современной Ялты. Два поселения последующих периодов — ранней и поздней бронзы — открыты на горе Кошка, остатки энеолитических поселений — вблизи Ореанды. Основными занятиями людей становятся примитивное земледелие, скотоводство, различные ремесла, охота играет теперь подсобную роль. В первом тысячелетии до нашей эры прибрежную и горную часть Крыма занимали тавры, о происхождении которых существуют разные гипотезы. На рубеже бронзового и железного веков проходило формирование таврской культуры, развитие — в эпоху железа. Летописи о таврах написали античные историки, наиболее обстоятельные — «отец истории» Геродот. Он излогает, что тавры занимались земледелием, скотоводством, в прибрежных районах — рыболовством, мотыжным, охотой. Раскопки нам продемонстрировали что, пользовались они не только металлическими (бронзовыми), но и как правело каменными орудиями труда. У них были уже достаточно развиты ремесла: прядение, ткачество, кости, обработка дерева, металлов и камня, но особенно — гончарное. Большинство известных таврских памятников на побережье относится к VI-V вв. до н. э. Это остатки поселений, убежищ, которые строились в труднодоступных прибрежных скалах. Самые крупные поселения — на мысе Ай-Тодор, на горах Аю-Даг и Кошка. Широко известно и неоднократно описано поселение на горе Кошка. В 1950 и 1955 гг. здесь проводил раскопки археолог П. Н. Шульц, возглавлявший в Крыму Тавро-скифскую экспедицию. Поселение площадью около 1,5 гектара, расположенное на вершине горы Кошка, защищала некогда оборонительная стена ( длинна 100м, ширина 2м, высота 3м), в основании которой — циклопическая кладка из крупных каменных блоков. Стена перестраивалась и ремонтировалась в средние века, но ее первый строительный период П. Н. Шульц датирует второй половиной I тысячелетия до н. э. Внутри поселения находились жилые и хозяйственные постройки. Древнейшие из них датируются серединой 1 тысячелетия до н. э. На городище найдены разнообразные предметы домашнего обихода:керамика тавского типа, глиняные пряслица, зернотерки, грузила, костяные иглы, обломки каменных топоров, молотков. Здесь же множество костей животных. Выявлены и средневековые материалы — обломки глазурованных красноглиняных сосудов, амфор, черепицы. Рядом с поселением — мегалитические могильные сооружения тавров. Эти могильники, известные под названием дольменов, или каменных ящиков, были сложены из четырех огромных каменных плит, поставленных на ребро и прикрытых пятой — покровной. Использовались каменные ящики главным образом для групповых погребений. На горе Кошка, в можжевеловой роще, обследовано археологами около 50 каменных ящиков VI-V вв. до н. э. Большинство из них полуразрушено. Раскопки таврского некрополия проводили А. М. Васнецов (1907), П. Н. Шульц (1950). Первые известные в литературе раскопки каменных ящиков на Южном берегу Крыма (в Алупке) относятся к 1863г. На территории Ялты их находили в конце XIX в. на Поликуровском холме, в парке Мордвинова, у дачи «Квисисана» врача Вебера. Раскопаны таврские могильники у мыса Ай-Тодор, в районе Гаспры, Ореанды. Самый «западный» из обследованных дольменов обнаружен на сколе яйлы между Кикенеизом (ныне Оползневое) и морем. В 1905 г. А. Л. Бертье-Делагард открыл на северо-западной окраине Ялты у горного ручья (урочище Селим-Бек) единственное на побережье позднетаврское открытое святилище богини Девы (конец I в. до н. э. — середина IV в. н. э.).
Среди жертвенных предметов оказались кости диких и домашних животных, статуэтки Девы (от самых примитивных до выполненных в подражание античным), монеты Херсонеса, Пантикапея, средиземноморских городов. Святилище, относящееся к III в. до н. э. — III в. н. э., обнаружено археологом Н. Г. Новиченковой на так называемом Гурзуфском седле в 1918 г., во время прокладки трассы газопровода Ялта — Алушта по Главной гряде Крымских гор. Жертвоприношения приносились различным богам — Деве, Артемиде, Исиде, Посейдону, Гермесу. Среди многочисленных находок — металлические орудия труда, медицинские инструменты, рыболовные принадлежности, античные монеты различных городов. Некоторые находили (монеты, статуэтки богов) уникальны. В 60-х годах I в. н. э. центральное таврское поселение на мысе Ай-Тодор заняли прибывшие из Херсонеса римляне. Они оставались здесь до середины III в. Римская крепость Харакс служила стратегическим опорным пунктом на Южном берегу Крыма, в ней находились войны I Италийскоко и XI Клавдиева легионов, направленные из Херсонеса. Наиболее возвышенная часть мыса площадью 2,5 гектара окружена разрушенными во многих местах полукольцом верхней оборонительной стены протяженностью около 380 м. От нижней сохранились незначительные остатки. Оба полукружия стен и отвесных обрывов к морю делали крепость практически неприступной. В центре укрепления (на этом месте маяк) стояла наблюдательная и сигнальная башня, с которой просматривалось побережье до Аю-Дага и горы Кошка. Возле внутреннего оборонительного пояса находились склады для боеприпасов и запасной водоем — нимфей, окруженный некогда беломраморными статуями. К юго-востоку от нимфея, у подножия современной маячной площадки, раскопаны римские термы (бани) с центральным отоплением. Сохранились остатки фундамента довольно большой по размерам постройки (длина — 24,66 м, наибольшая ширина — 14, 85 м), имевшей в плане форму прямоугольника. Всего здесь было 8 помещений, построенных в разное время — со второй половины I до первой половины III в. н.э. Строительным материалом послужил некрупный плотный известняк. К термам примыкал комплекс построек для гимнастических упражнений — так называемые палестры. Интересны остатки двух храмов. Римский храм стоял у стен крепости (территория, занимаемая санаторием «Жемчужина»), а храм в честь богини Девы, которой поклонялись тавры, — на обрыве за внешней стеной (ныне парк санатория «Днепр»).Здесь же находился могильник, свидетельствующий, что после ухода римлян из крепости поселок возле нее продолжал существовать и в первой половине IV в. Крепость Харакс — выдающийся памятник позднеримского времени. Исследуется более 100 лет. Изучением его занимались П. И. Кеппин, М.И. Ростовцев, В. Н. Дьяков, В. Д. Блаватскиий. В процессе раскопок последних лет (ведутся с 1977 г.) выявлен второй нимфей , найдены захоронения в амфорах. Сенсационной находкой стали фрагменты мраморной плиты с именами и титулами римских императоров. В VI в. восточное и южное побережье Крыма было под Византией, ее форпостом в Крыму был Херсонес. Для обороны границ византийский император Юстиниан I построил крепость в Алуште (Алустон) и Гурзуфа ( Горзувит). Крепость Горзувитская находилась на обрывистом, скалистом выступе у моря — утесе Дженевез-Кая. Первое до нас дошедшее упоминание о ней излагается в трактате «О постройках» историка Византии Прокопия Кесарийского (VI в.). Археологические раскопки подтвердили, что у крепости была тяжелая предыстория: огромную энеолитическую стоянку перекрыло поселение тавров, на месте поселения в I века нашей эры располагался могильник. Сверху могильника улеглись и уничтожили его фундаменты ранних (VI в.) строений крепости. В VIII в. ее разрушили хазары. Восстановленная в X — XIV вв., а в XIV — XV вв. перестроенная генуэзцами, под ударом турок-османов крепость окончательно погибла в 1475 г. Благодаря раскопкам, которые ведутся уже почти сто лет, удалось изучить средневековые могильники Южнобережья Крыма: в урочище Балгота (близ Гурзуфской крепости), в районе АЮ-Дага, в Суук-СУ ( территория «Артека»), в урочище Гугуш вблизи Ай-Даниля. Среди обнаруженных археологами предметов множество металлических украшений — «пальчатых» фибул VI — VII вв. браслетов, нашивных бляшек, массивных поясных застежек V — VII вв. и т. д., сочетающих в себе растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы с геометрическими вставками из цветного стекла или самоцветами. В VIII — X вв. на Южном берегу Крыма для защиты от хозяйничавших в степях кочевников создаются небольшие укрепления, — исары, где укрывались в случае опасности жители близлежащих поселений. Эти укрепления, обычно крохотные по размерам, служили исключительно как убежища: в них не было боевых крепостных сооружений, обычно лишь стены, изредка башни. Почти все исары — памятники многослойные: на них сохранились следы деятельности человека разных периодов истории. В течении длительного времени существовали крепость в Гурзуфе и поселении в Артеке (VI — XI вв.), укрепление Ореанда-Исар (VIII — XI вв.), укрепление на мысе Св. Троицы (VIII — XV вв.), укрепление на скале Панеа в Симеизе (VIII — XV вв.). Здесь, на Панеа, сохранились остатки оборонительной стены и двух башен генуэзского периода, однако при раскопках выяснилось, что скалу использовали для поселений уже в первые века нашей эры. На самой скале оказались остатки храма IX — X вв. с разноцветной, мастерски выполненной мозаикой (павлин клюет виноград, растущий из чаши), а вблизи скалы — подземный склеп, в котором лежали 245 бытовых предметов и украшений из стекла, камня, дерева и металла, типичных для могильников Крыма и Северного Кавказа той поры. В XIV — XV вв. значительной частью Южного берега владели генуэзцы. На итальянских географических картах впервые появляется населенный пункт Ялта под названием Джалита, Каулита, Эталита. Алупка на картах генуэзских владений значилась как небольшой причал для военных судов — Люпико. Господство Генуи на побережье ограничивалось и сдерживалась независимым христианским княжеством Феодоро (Мангупским), которое поддерживало тесные связи с Московским государством. В 1475 г . Южный берег Крыма захватили турки-османы. Ко времени присоединения Крыма к России (1783) население Южного берега Крыма расселилось и заняло все лучшие долины, удобные для земледелия и приближенные к водным источникам, к горным речкам. В результате освоения южнобережных земель и строительства, особенно оживившегося в первой половине XIX в., многие памятники были утрачены. С тех пор и поныне ведутся археологические разведки и раскопки, благодаря которым выявлены древние и средневековые сооружения.