Сарматы в Крыму, о которых мы не раз говорили,— родственные скифам кочевые ираноязычные племена, пришедшие в степи Северного Причерноморья из Поволжья и Приуралья.
Страбон описывает образ жизни этого народа:
Их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой мест.
Начиная с III в. до н. э. сарматы в Крыму все активнее вторгаются в скифский мир. Взаимоотношения этих народов в различные исторические периоды, а силу тех или иных причин, складывались по-разному.
В III в. до н. э. сарматы в Крыму выступили против скифов на стороне херсонесских греков. Римский историк Полиен рассказывает, что сарматская царица Амага, союзница Херсонеса, проскакав 1200 стадий, явилась «ко двору» скифского царя, убила стражу, приказав скифам жить в мире и согласии с греками. И хотя это всего лишь легенда, она, видимо, отражает реальные события того времени.
Во II в. до н. э., как мы помним, во время войны с греками сарматы выступили на стороне Палака.
В первые века нашей эры все большая масса этих племен наводняет Крымский полуостров и смешивается со скифами. Сарматы, попав в скифскую среду, начинают заниматься земледелием, вступают со скифянками в браки. Однако вряд ли отношения этих народов всегда складывались так уж мирно. Вероятно, не обходилось и без военных столкновений, в результате которых скифы могли захватывать сарматов в плен и превращать их в слуг или рабов.
Живя среди скифов, сарматы хранили традиции своего народа, соблюдали свои обряды, верили своим богам. Поэтому среди скифской посуды мы находим сарматские горшки, в погребениях — сарматские курильницы, бронзовые зеркала, подвески. Умерших они хоронили так, как велел обычай предков,— в подбойной могиле. В земле вырывалась узкая (50—60 см) могильная яма, вдоль одной из длинных сторон которой (размеры колеблются от 140 до 180 м) делался подбой, т. е. погребальная камера. Туда помещали умершего, подбой закрывали каменными плитами, поставленными на ребро, а входную яму забивали камнями. По сарматскому обряду первых веков нашей эры полагалось покойному скрещивать ноги, а руки класть на таз, хоронить на кошме или в деревянной колоде. У некоторых сарматских племен существовал поистине «варварский» обычай — новорожденному стягивали голову тугой повязкой. Ребенок рос, и голова его становилась вытянутой, деформированной.
Сарматские женщины обшивали подол платья и рукава бусами, скифянки стали им подражать. Так постепенно многие черты сарматских обычаев проникали в скифский мир. В свою очередь сарматы в Крыму воспринимали скифские традиции. Это слияние элементов культур народов, родственных по языку, привело в конечном итоге к созданию смешанной, синкретической, скифо-сарматской культуры, окрашенной сарматскими традициями больше там и тогда, где и когда преобладали сарматы.
В целом же в Скифии позднего времени самих скифов проживало значительно больше в Крыму, чем сарматов. И поэтому скифские традиции, приметы культуры скифов проявлялись повсюду ярко и многогранно.