Масса народов в различные века оставляли память о себена на земле Южного берега Крыма. На смену древним сооружениям и средневековым крепостям приходили новые постройки, вобравшие в себя многообразие художественных стилей Ближнего Востока, Древней Греции, Италии, Византии. В сочетании с великим творцом — природой, создавшей нагромождения горных массивов и живописных склонов, они придают неповторимый архитектурный облик всему побережью. С глубокой древности жители этих мест совершенствовали то, что им щедро отпустила природа: сооружали площади, террасы, прокладывали дороги и тропы, сажали сады. Позднее, уже в новое время, появляются парки, многие из которых стали подлинными произведениями искусства. После слияния Крыма с Россией (1783) вельможи, придворная знать, привлекаемые богатыми землями, возводят на территории Южного берега Крыма виллы, дворцы, окружают их роскошными парками. Особый размах приняло строительство после прокладки в 1824-1835 гг. южнобережного шоссе. В Алупке был взведен в те годы (1828-1848) дворец графа М. С. Воронцова, наместника Бессарабии и генерал-губернатора Новороссии, владельца тысяч крепостных крестьян и богатейших имений. Дворец строился по проекту английского архитектора Эдуарда Блора, виднейшего представителя романтической школы в английской архитектуре, строителя замка Вальтераа Скотта в Абботсфорде (Шотландия) и одного из создателей Букингемского королевского дворца в Лондоне. Непосредственно на месте руководил строительными работами английский архитектор Вильям Гунт, по проекту которого были перестроены библиотечный и хозяйственный корпуса, башни западных въездных ворот и Шуваловский корпус. Широкоизвестный памятник архитектуры — Большой Ливадийский дворец. О связанных с ним исторических событиях мы уже говорили. Однако интересен он и архитектурными достоинствами. Дворец сооружен в 1910-1911 гг. по проекту архитектора Николая Петровича Краснова в тогдашнем имении Романовых — Ливадии. Задумана и исполнена летняя резиденция императора как единый архитектурный комплекс, состоящий, помимо главной постройки, из евитского корпуса (1911), дворца министра дворца графа Фредерикса (начало 1900-х годов) и дворцовой церкви. В архитектурном отношении Большой Ливадийский дворец эклектичен. Белокаменное здание (строительным материалом послужил инкерманский камень) несет на себе печать различных влияний, которые, однако, органично соединены и составляют, благодаря искусству архитектора, гармоничное целое. Среди этих влияний наиболее ощутим стиль эпохи итальянского Возрождения, есть элементы западной готики, арабского Востока, зодчества Византии.
Памятники Архитектуры Южной части Крыма
Ливадийский парк на Южном берегу Крыма считается одним из лучших и крупнейшим. Привлекательность и своеобразие придают ему групповые посадки кустов и деревьев, незаметно переходящие в лесопарк и естественный лес. Некоторые примечательные своим обликом постройки возведены на Южном берегу Крыма в модном для начала XX в. мавританском стиле. Ожна из первых построек в этом стиле — дворец «Дюлбер» (1895-1897), автор проекта — Н. П. Краснов. Здание увенчано серебристым куполом, украшено зубчатыми башнями, цветной мозаикой… В мавританском стиле выполнен дворец «Кичкине» (1909-1911), спроектированный архитекторам Н. Г. Тарасовым, и бывшая вилла М. Н. Вадарской (ул. Шорса, 2), создателем которой является архитектор Е. Шреттер (1907). Своеобразной эмблемой на Южном берегу Крыма стало «Ласточкино гнездо», напоминающее своим внешним видом средневековый замок. Однако возврат памятника скроем: год рождения 1912. Автор проекта — архитектор А. Шервуд, сын известного русского зодчего В. О. Шервуда, по проекту которого построено здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Миниатюрный замок на отвесной скале мыса Ай-Тодор выдержал землетрясение 1927 г., в 70-е годы был реставрирован. К архитектурным достопримечательностям Ялты относятся здание бывшей армянской церкви (Загородная ул., 3), сооруженной в 1909-1917 гг. архитекторам Г. Тер-Микеловым по эскизам армянского живописца, графика и театрального художника Вардгеса Яковлевича Суреньянца. Церковь напоминает древние армянские храмы, послужившие в известной мере образцом при создании проекта. Великолепная роспись купола — одна из последних работ В. Я. Суреньянца. У подножия церкви покоится его прах: художник умер в Ялте 6 апреля 1921 г. Новые постройки, архитектурной формы возникли после победы Октябрьской революции. Изменилась направленность строительства. На побережье возводятся комплексы санатория, домов отдыха для трудящихся. В 40-50-х годах многие памятники архитектуры, поврежденные в период фашисткой оккупации, пришлось восстанавливать. Одновременно шло строительство новых первоклассных зданий — санаториев «Россия», «Украина»,»Горный», «Парус», «Ай-Даниль» и других. С конца 50-х годов развернулось большое строительство в «Артеке». При возведении его корпусов использован особый метод вариантности архитектурно-планировочных решений. Здания, построенные из унифицированных объемно-планировочных элементов, составляют уникальный архитектурный ансамбль: легкие, разноцветные строения будто вышли из моря и раскинулись вдоль берега у подножия гор. За проектирование и сооружение нового «Артека» группе архитекторов и строителей, руководимой автором проекта академиком, народным архитектором СССР А. Т. Полянским, присуждена Государственная премия СССР за 1967 г. Строительство в «Артеке» продолжается и сегодня. В 70-х годах в Ялте, в Массандровском парке, вырос крупный современный гостиничный комплекс «Ялта», рассчитанный для отдыха 2740 человек (архитекторы А. Т. Полянский, И. Н. Мошкунова, инженеры К. Н. Васильева, Я. И. Духовный). Элементы монументального и прикладного искусства придают его архитектурному облику самобытные, запоминающиеся черты. В 1975 г. Совет Министров УССР утвердил генеральный план развития Ялты. Особое внимание уделено застройке и реконструкции Ялты в пределах ее городской черты. С этой целью коллектив специалистов Ялтинского филиала Крымского научно-исследовательского и проектного института разрабатывает проект ее детальной планировки. Высказывались пожелания, чтобы архитекторами было учтено наличие памятников архитектуры, истории и культуры и предусмотрено создание в Яле историко-архитектурного комплекса. Таким заповедником города, обогащающим его зрительный облик, по праву может стать район подножия холма Дерсан между улицами Дмитриева и Леси Украинки. Здесь почти каждый дом — памятник, который следует восстановить в первозданном виде.