Освоение нефтяных ресурсов в Крыму имеет давнюю историю. Нефть в Крыму добывали желонкой — длинной трубкой с клапаном, примерно так, как добывают воду из современных скважин. Суточная добыча составляла не более 7 т, нефть была очень качественная и стояла дороже бакинской.
Начало добычи этой нефти в Крыму теряется в веках: «Керченским татарам, — а до них и пантикапейским грекам давно было известно, что на поверхности чонгелекских луж образуется слой «земляного масла», и татары добывали его чисто кочевническим способом: распластывали по поверхности лужи большой конский хвост и потом выжимали из него всосанную нефть в ведро. Эту нефть они cбывали запорожским казакам, особенно чумакам, для смазки осей их возов и пропитывания чумацкой одежды. Первая промышленная скважина в Крыму была заложена в Чонгелеке в 1866 году. В 1890 году здесь за сутки было выброшено фонтаном 1000 тонн, но потом скважина закупорилась илом».
Как видим, и тогда добыча нефти в Крыму не обходилась без аварийных выбросов. Несколько месторождений на суше (например, Семеновское на Керченском полуострове) не имеют промышленного значения, а предполагаемые крупные залежи углеводородного сырья на континентальном склоне Черного моря южнее Крыма находятся под большим слоем воды и для нашей ( и большинства зарубежных технологий) недоступны.
Правда, существует естественное просачивание нефти из подводных месторождений, но человек не в состоянии ни прекратить его, ни увеличить. Другая проблема — нефтяное месторождение «Лебедь» на шельме Румынии. В случае крупной аварии там должны быть готовы к очистке своего побережья эффективными и экологически безвредными способами. То же относится и к возможной аварии на танкерах, плавающих по Черному и Азовскому морям.
Теперь о сегодняшнем и завтрашнем дне нефте-газовой отрасли в Крыму. Производственное объединение «Черноморнефтегаз» ведет добычу газа и газового конденсата на Джанкойском месторождении (суша), а также на Голицынском (Черное море) и Стрелковом (Азовское море) месторождениях. По системе газопроводов голубое топливо распределяется по всей области Крыма и играет огромную роль в поддержании экологического баланса в Крыму, в борьбе за чистый воздух. Ликвидация мелких котельных на твердом и жидком топливе и перевод оставшихся — подавляющего большинства — на газ дали заметный эффект в наших городах. Выхлопы автомашин также сократили благодаря газонаполнительным станциям.
Все это требует на территории Крыма расширения добычи газа и конденсата. Также должны осваиваться Каркинитское и Штормовое месторождения на Черном море, а также ряд других. Необходим прирост запасов сырья, а значит, и разведочное бурение, которое ведется с самоподьемной плавучей буровой установки «Сиваш», со стационарных морских платформ. Стационарные платформы в Крыму строятся также для эксплуатации месторождений. По дну моря от платформы к берегу прокрадываются трубопроводы. Под сухопутные трубопроводы приходиться отводить земли, даже леса и сельхозугодья. Все это, как любая промышленная и строительная деятельность, создает угрозу негативного воздействия на рельеф дна и береговой зоны, донные организмы и рыбью молодь, угрозу захламленная дна и загрязнение морской среды, активации эрозии земель при работах на суше. Монтаж и обслуживание платформ или трубопроводов требует концентрации техники, судов, механизмов, людей, а это создает фактор беспокойства для живых обитателей, возможность загрязнения.
Для устранения всех возможных негативных последствий установлены жесткие правила ведения работ (более строгий, чем, например, в Северном море или Мексиканском заливе) и разработаны природоохранные мероприятия. Строительные работы не ведутся в сроки нереста, а наиболее ценные нерестовые и нагульные угодья вообще закрыты для промышленной деятельности.
Большую часть строительных работ ведут на берегу, на специальных строительных площадках, там же монтируют технологическое оборудование, а в море лишь соединяют между собой герметичные блоки весом в сотни тонн. Все суда, а также платформы являются герметичными, палубы имеют обортовку, уклоны к приемным отверстиям и емкости для сбора стоков, вплоть до ливневых вод. Многие стоки обрабатываются на месте, но часть отходов, осадок после обработки стоков, а также выбуренная порода, загрязненная химическими реагентами бурового раствора и поверхтностно-активными веществами, вывозится на берег, на свалки и шламохранилища. Чистота моря контролируется автоматически системами на платформах непрерывно, с судов и самолетов — периодически.
На суше основное внимание уделяется выбору трасс трубопроводов с наименьшим ущербом ценным насаждениям и пашне, а также качеству рекультивации земель.
Интересной особенностью морских платформ и подводных трубопроводов в Крыму является эффект искусственного рифа. Металлические конструкции очень быстро обрастают моллюсками (мидией, серцевидкой), водорослями, среди которых поселяются ракообразные, кормятся и прячутся от опасности мелкие рыбешки, охотятся крупные хищники (обростом питаются, например осетровые и кефаль). Волны, разбиваясь о конструкции полатформ, обогащают морскую среду кислородом, у дна температура конструкций несколько выше, чем температура воды (за счет передачи тепла скважины), поэтому образуются восходящие потоки, выносящие со дна питательные вещества и препятствующие сероводородному загрязнению.
Все это определяет высокую рыбопродуктивность морских нефтегазопромысловых районов Крыма. Например, в Мексиканском заливе за время эксплуатации месторождений выловы рыбы возросли в несколько раз, то же явление замечено в районе Крымских платформ. Голицинского месторождения и подводного трубопровода от них к берегу (кроме эффекта рифа, действует еще эффект охраны — резервата, ведь вокруг платформы и вдоль трубопровода устанавливаются охранные зоны, где траление и сброс якорей запрещается и нет постоянного «выпахивания» плодородной и такой ранимой донной нивы).
Отслужившие морские платформы используются в Соединенных Штатах для море-культурных хозяйств, для подводного туризма и охоты. В Крыму на Азовском море также есть положительный опыт выращивания мидий на платформах, а на Каспии в специальных садках нефтяники разводят молодь лососевых пород. Планируется использование отслуживших платформ в северо-западной части Черного моря для улучшения биологической продуктивности, ведутся работы по выращиванию форели в садках.
Таким образом, экологический эффект от газовой отрасли в Крыму скорее положительный, хотя природоохранные проблемы, конечно, есть. Прежде всего технологическая дисциплина, экологическая надежность оборудования, захоронение отходов — эти вопросы стоят остро перед всеми отраслями крымской экологии.
Специфическими для добычи газа в Крыму являются проблемы аварийных утечек, выбросов, пожаров, но отсутствие нефти отодвигает в Крыму экологию на второй план и главным становится человеческая безопасность. Газ при утечках из трубопроводов или скважин создает «пузырьковую завесу», которая для свободно плавающих морских организмов является отпугивающим фактором. Однако на ряд простейших и моллюсков газ оказывает наркотическое влияние и может служить причиной генетических изменений (которые, впрочем, не могут распространяться далеко от места утечек). Вообще при оценке действия углеводородов на живые организмы надо помнить, что Нефть и Газ в Крыму являются природными веществами, их просачивание и выбросы происходили за долго до появления человека, поэтому природные механизмы самоочищения действуют достаточно эффектно. Другое дело — химические реагенты и синтетические вещества, а также действие мощных механизмов, особенно в береговой зоне, которые действительно наносит вред Крыму. Поэтому разработка комплекса природоохранных мероприятий ведется для каждого объекта конкретно. Такие разделы согласовываются со всеми заинтересованными организациями. Активисты экологических обществ Крыма имеют право знакомится с основными технологическими решениями и с природоохранными мероприятиями, высказывать свои мнения, предложения, оценки через местные Советы народных депутатов.