Знаменательная историческая веха в истории Крыма — появление скифов. Время — VII век до н. э. Скифы занимали некогда громадное пространство: с востока на запад — от Дона до Дуная, с севера на юг — от широты нынешнего Воронежа до побережья Черного моря, включаю и Крым до границы между степью и горным лесом. Столица этого огромного государственного объединения возникла впоследствии в среднем течении Днепра — нынешнее Каменское городище. Местность, на которой расположен Симферополь, оказалась на окраине скифских владений. Здесь происходили важные события возникновения города Симферополь. Есть все основания думать, что произошло это не без влияния тавров.
Во владения аборигенов полуострова скифы не вторгались, что позволяет предполагать изначальные союзнические отношения между теми и другими. Это подтверждают и письменные источники, в частности, «История» Геродота. Союз требовал регулярного общения. Уже в IV веке до н. э. появляется поселение на плато над нынешними Петровскими скалами. Для оживленных, дружеских связей горной «глубинки» со степью трудно сыскать более подходящее место.
В V веке до н. э. в результате знаменитых побед над персами складывается мощный союз греческих племен. Располагая довольно скудными природными ресурсами, греки обращают свои взоры на Северное Причерноморье, богатое как раз тем, чем бедны они: хлебом, лесом, скотом ит. д. Взять все это силой греки не могли, поэтому они прибегают к политике торговой колонизации. Им удается склонить на свою сторону часть тавров, основать на их земле города, чтобы выкачивать из Северного Причерноморья дешевую сельскохозяйственную продукцию. Колониальная политика греков порождает целую эпоху греко- скифских войн. Важно упомянуть одну из таких войн, решающее сражение которой произошло в 339 году до н. э. между войсками македонского царя Филипа II, объединившего под своей властью все греческие государства, и войсками Атея — царя Скифии. Царь Атей потерпел поражение и пал в битве.
Поражение Атея имело для скифов серьезные политические последствия. Главное из них — распад тройственного союза основных скифских племенных объединений: скифов-пахарей, скифов-кочевников и царских скифов. Каждое из этих объединений обособилось в самостоятельное государство: балканское, днепровское и крымское. Среди них уже в начале III века до н. э. возвышается и занимает ведущее положение государство царских скифов, так называемая Малая Скифия, в которую входит нынешний Крым (за исключением Керченского полуострова, занятого Боспорским государством, и Херсонеса, располагавшегося на территории нынешнего Севастополя.) Для своей столицы скифы избирают плато над Петровскими скалами, «укрепленное» самой природой отвесными обрывами.
Выбор места, конечно, не мог быть случайным. Новый город как бы соединял скифскую степь и горно-лесной Крым с его пестрым, в основном таврским населением. Тут же по долине Салгира проходил и сложившийся в скифскую эпоху путь на южное побережье полуострова Крым, путь, приобретавший с развитием мореплавания все большее значение.
Как по-скифски звучало название столицы, нам неизвестно. В письменных греческих источниках ее называют Неаполис — «новый город», что наверняка является переводом, калькой скифского словосочетания. В исторической и краеведческой литературе за городом закрепилось условное название: Неаполь скифский. Так что будем пользоваться общепринятым термином.
Городище «Неаполь скифский» — главный археологический памятник Симферополя, пользуется мировой известностью. Если мы поднимемся на городище (лучше всего от Мира, что возле кинотеатра «Мир», или от гостиницы «Москва» по улице Беспалова), то перед нами откроется обширное, поросшее травой, бугристое поле. От древнего города мало что сохранилось : остатки оборонительных сооружений, руины мавзолея скифских царей, зерновые ямы, вырубленные в скальном грунте, да несколько фундаментов больших общественных зданий. Вот почти и все.
Отметим попутно, что главному разорению подверглось городище в первые десятилетия современного Симферополя. Жители Таврической области — нового административного центра «добывали» камень из древних сооружений Неаполя для строительства своих домов, не задумываясь над тем, кому и когда служила эта старая крепость на месте тоже древней, уже средневековой деревеньки Керменчик. Имеется несколько старинных гравюр (одна — в экспозиции Крымского краеведческого музея), запечатлевших жителей добытчиков камня на неапольском городище.
Исходя из гравюр, громадных капитальных сооружений в разных концах городища было немало. Серьезное внимание историков привлекла к городищу случайная находка в 1827 г плит из мрамора с рельефным изображением скифского всадника и надписями, о скифском царе Скилуре. В том же году директором Одесского музея И. П. Бларамбергом проведены, первые раскопки древностей, они дали еще один рельеф из мрамора — портрет двух мужчин, молодого и пожилого (по всей вероятности — сына Палака и его царя Скилура). Директором Одесского музея высказал свою теорию, что Керменчик — это руины знаменитой столицы позднескифского государства.
С тех пор многие ученые стали работать на городище. Но крупномасштабные планомерные исследования стартовало здесь после Великой Отечественной войны. С небольшими перерывами под руководством археолога П. Н. Шульца они велись с 945 по 1960 год Тавро-скифской экспедицией. Раскопки на городище, казалось бы, стертом с лица земли до последних камней фундаментов, ознаменовались выдающимися открытиями. Раскопан мавзолей с богатыми и пышными захоронениями правителей Малой Скифии, прослежена стратегия оборонительных башен и стен, найдены остатки культовых и жилых построек с интересной росписью на стенах, поддающейся даже реставрации. Найден целый ряд объектов самобытной скифской культуры. Отпадают все сомнения. Да, конечно, это в веках потерянный Неаполь скифский.
Складывалась жизнь Неаполя скифского, не из одних мирных будней. Врагов у него было достаточно. Главный из них Херсонес — самостоятельное греческое государство, стремящееся распространить если не свою власть, то свое влияние на весь хлебный Крым, чтобы взять под свой контроль торговлю скифским хлебом с Греками. Естественно, Скифы не могли смериться с таким самозванным посредником. Между херсонесцами и скифами постоянно вспыхивали войны.
Мы не знаем подробностей этих кровавых, затяжных конфликтов.Сведения древних письменных источников скупы и отрывочны. Не многое может пока добавить и археология. Что-то более или менее определенное известно с событиях времен правления Скилура (вторая половина II века до н. э.) и его сына Палака (конец II — начало I века до н. э.).
Ко времени Скилура скифам удалось отвоевать у херсонеских греков все западное побережье, взять и Керкинитиду (современная Евпатория) и Прекрасную гавань (нынешнее Черноморское), распространив свое политическое влияние на большую часть полуострова, в том числе и на Боспорское царство. Казалось, предрешена судьба и самого Херсонеса. Однако херсонесцы обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, правившему на противоположном берегу Черного моря, и тот прислал войско под предводительством полководца Диофанта. В долгой борьбе (110-109 и 107 годы до н. э.) успех сопутствовал объединенным силам Понта и Херсонеса. Победители трижды вторгались в пределы скифского государства, сжигая и громя все, что попадалось на их пути. Эта же участь постигла и Неаполь.
Скифы довольно быстро ликвидировали последствия поражения. Они поднимают из руин свою столицу, строят еще более мощные стены. Набравшись сил, они возобновляют натиск на Херсонес. И все повторилось, как во время Диофантовых войн. В критический момент херсонесцы запросили помощь со стороны. На этот раз у римлян. И получили ее той же ценой — потерей независимости. Римские легионы, отстояв Херсонес, разместились во многих стратегических пунктах побережья. В этот, «РИМСКИЙ» период в культуре Херсонеса, особенно религии, все более сквозят скифские черты. Еще в прошлом веке отмечен любопытный факт — почти полное сходство инвентаря захоронений того времени в Херсонесе и Неаполе скифском.